Вернуться к предыдущей странице

Сарапул - город серебристый

Картины этих двух мастеров настолько обращали на себя внимание на выставке сарапульских художников, настолько выделялись своим профессионализмом, и, главное, удивительно точно схваченным “характером города”, если можно так выразиться, что мне очень захотелось встретиться с ними и познакомиться. “Владимир Пузаков и Рафиль Хусаинов чувствуют дыхание Сарапула”, пишут о них в отзывах искусствоведы. Но при встрече, которая состоялась в их скромной мастерской – в маленьком доме на Советской, купленном на с трудом скопленные деньги, мне пришлось удивиться еще больше. Ведь на выставке, переходя от картины к картине, я невольно думала, что с такой любовью выписывать городские пейзажи, которые порой совеем не блещут, казалось, красотой, могут только коренные сарапульцы. Однако я глубоко ошибалась, не догадываясь о том, что любовь к старому Сарапулу однажды завладела ... казанцем Равилем. Хусаиновым и свердловчанином Владимиром Пузаковым. Завладела и не отпускает уже многие годы. “Я далеко не сразу понял и почувствовал, как нужно писать Сарапул”, признается Владимир Пузаков.

В их небольшом доме, куда они приходят, как на работу, нет мебели. Печка, старинный пузатый самовар, стол, где они делают рамы, собственно, вот почти все. И две двери в “святая святых” – в личные мастерские. Там “в красном углу” подрамники и мольберты, кисти и краски, эскизы и этюды, картины автопортреты. Иметь мастерскую для каждого художника счастье. Это только его мир, где можно чувствовать себя по-настоящему свободным, можно творить и размышлять, превращая серый пустой холст в кусочек жизни.

Они пишут много. Пишут маслом, иногда отдают предпочтение темпере, когда хочется особой фактуры, отсутствия блеска, рериховской чистоты и глубины цвета. Часто берутся выполнять заказы, но и заказ для них – не поденщина, не голое ремесленничество, а возможность проявить свою фантазию, поработать в разных жанрах, отступить от лиричного городского пейзажа с узкими улочками и старинной лепниной домов и “удариться” в авангард, пуститься по течению модерна. Делают и настенные росписи. Когда рассматриваешь фотографии художников, снятых возле своих работ, видно, какими крошечными кажутся их фигурки по сравнению с панно от пола до потолка..

Да, видимо, глаза и душа художника устроены по-другому. Они более зрячи, нежели у обычных людей. Им интересно работать в Сарапуле, приятно, что здесь много людей, тонко чувствующих прекрасное, занимающихся искусством, приятно, что здесь есть богатые культурные традиции. Равиля Хусаинова Сарапул привлекает тем, что его архитектура во многом схожа с казанской. Как и в Казани, рядом протекает река.

Архитектура стала основным в их творчестве. Им нравится работать, как они говорят на стыке двух стихий, красоты природной, нерукотворной, живой и неуправляемой, и застывшей. Но и в застывших домах, в холодном камне и отесанных бревнах видят они жизнь, считая Сарапул и окружающую его ауру старины главным источником своего творчества. Этот тихий город дарит им уединение а без него, как считают ВПузаков и Р. Хусаинов, художнику трудное. “Приеду в Казань говорит Равиль, и через неделю устаю, хочется сарапульской тишины, покоя, начинает раздражать суета... И без сожаления уезжаю подышать...”

На большинстве их картин город, его улицы, старинные дома, которые они сохранят для потомков на своих полотнах. Они словно стараются успеть запечатлеть все, что сейчас гибнет и рушится под безжалостной рукой другого живописца, страшного и великого, имя которому время...

Пожалуй, лучше всего о Сарапуле сказал Владимир Пузаков: “Сначала он кажется серым, присмотритесь, он действительно не вписывается в солнечную, яркую гамму. Иногда даже мрачноватым... И вдруг луч солнца упадет... И город уже не серый. Он серебристый! А ночью необыкновенным его делает луна. И я хочу закрепить это свое видение и понимание ставшего родным мне города. Здесь живописно все, посмотрите: снег падает прямо цветаевский снег, и эти фонари, и грязь дорожная,все серебрится и кажется волшебным и зaгадочным…"

Л. Лапочкина.

Опубликовано в газете "Красное Прикамье" от 31 декабря 1997 года

Вернуться к предыдущей странице

Хостинг от uCoz