На страничку "Нам пишут!"

 

Я выступила из своей сферы,

чтобы стать под развившуюся тогда “орифламму”.

Н. А. Дурова

ОРИФЛАММА НАДЕЖДЫ

Память о будущем – особый вид социально-экономической практики на стыке всевозможных областей деятельности /экономической, образовательной, культурологической, художественной, исторической и пр./.

Предполагается, что в проекте “Орифламма Надежды” (посвященного 200-тию подвига Н. А. Дуровой в 2006 году) будут предъявлены стратегии и концепции развития Сарапула - одного из красивейших городов страны, городов присоединившихся к реализации мега-проекта, их возрождения на основе воспоминания /запоминания, выраженные специфическим для каждой области действия и знания языком/ например, язык экспозиционного творчества – музеи, язык меморативного действия – музеи, галереи, ученые-историки; язык социо-культурной и экономической практик – образовательные учреждения, предприятия, воинские формирования; и т.д./.

Предлагаемый текст является концептуальным очерком пространства проектной мысли лонг-проекта “Орифламма Надежды”, в котором надеемся, объединятся проектные замыслы множества организаций города, республики, Приволжского федерального округа, страны. Он состоит из нескольких разделов:

1. Событие памяти, давшее начало проекту /исторический обзор-размышление/.

2. Архитектура памяти будущего /локальные проекты партнерских организаций/.

3. Ресурсы памяти /воспоминания/ запоминания.

4. Горизонты коммуникаций.

1. Событие памяти.

Сегодняшняя ситуация востребованности меморативных механизмов в жизни общества спровоцирована /в отличие от 80 – начала 90 гг., когда после долгой эпохи секретности и замалчивания открылись шлюзы и хлынул поток разнообразной исторической информации, - тогда было нормальное человеческое любопытство и жажда истинного или около-истинного знания/, в значительной степени тем, что в условиях нашей обыденной действительности, когда средства находятся “непонятно где” и расходуются “неизвестно как”, круглые, околокруглые и прочие юбилейные даты используются для привлечения хотя бы малой доли этих самых денежных средств. Увы, зачастую это – единственный легальный путь их привлечения на социокультурные и образовательные нужды. Положительным моментом здесь является то, что пусть благодаря даже служению сугубо улитарным целям, появляется потребность общества в обращении к прошлому, более осознанному познанию его и, как следствие этого, - уважение исторической памяти нации. Что немаловажно для обретения будущего нации. Для стратегии будущего.

Феномен памяти имеет глубокую укорененность в самих условиях человеческой жизни. Индивидуальный уникальный опыт чувственного переживания времени приближает к постижению его сущности. То, что является содержанием вос-поминания, прежде всего – глубоко личные вещи: вина, любовь родина или смерть. Понимание, как в процессе освоения мира и времени есть фундаментальная практика экзистенциальной мысли, двигающейся назад. “Понимать” и “вспоминать” - не только близкие по звучанию слова, но и глубоко соотнесенные смыслы. Овладевая искусством воспоминания, мы научаемся распознавать и ценить полноту присутствия в мире /не здесь ли разгадка феномена мудрости стариков?/.

Что же является предметом меморативного действия? Ответ один – событие памяти. Акт чувственного восприятия времени. “Непроизвольность встречи и неизбежность мысли” /Делез Ж. Марсель, Пруст и знаки. СПб., 1999/.

При этом неизбежна проблематизация форм презентации истории. Как вспомнить, как запомнить, как внедрить в “память о будущем” - эти и другие непростые вопросы надеемся решить с помощью предлагаемого проекта.

В этом контексте мега-проект “Орифламма Надежды” преследует основную и главную цель –

привлечение внимания общественности к проблемам исторических городов, при этом не спекулируя на истории, а обретая память прошлого, восстанавливая историческую справедливость в отношении незаслуженно оскорбленных забытием имен, дат, событий. Чтоб из оскорбленных они превратились в почитаемые и любимые, стали гордостью и цветом, а не пылью под ногами.

Итак, попытаемся суммировать некоторые наши размышления, изложив их структурно.

Основная проблематика, выводимая в проекте – отсутствие в обществе механизмов меморативного действия, и, как следствие этого, - постепенная утрата патриотического, нравственного, духовного содержания социума. Все в более сложную проблему превращается также утрата архитектурных и исторических памятников, благодаря чему исторические города страны становятся визуально /а значит, и нравственно/ убогими, однообразными, с отсутствием знаковых структур, способных служить символической “маркой” города. Преодоление этого основного недостатка позволит вплотную подойти к решению означенных проблем.

Интерпретация и воплощение идеи интеграции местного сознания путем введения в культурный оборот фактов и символов, относящихся к местной истории, возможно посредством мега-проекта “Орифламма Надежды”.

Цель проекта – создание внутреннего и внешнего образа /имиджа/ города и региона, формирование и выявление культурно-исторического ландшафта как “на местности”, так и сознании жителей края, посредством привлечения обыденного внимания к истории города /края, страны/ распространения идеи ценности “историзма”.

Исходя из этого, мега-проект решает следующие задачи:

- обустройство городской среды и прилегающих населенных пунктов средствами музейной архитектуры, изобразительных искусств и дизайна;

- разработка и реализация программ культурного туризма;

- модернизация деятельности организаций культуры, образования, гендерных общественных организаций и вооруженных сил в соответствии с целями проекта;

- подготовка и издание представительских и информационных изданий.

“Я взяла мне принадлежащее, мою свободу, свободу! Драгоценный дар неба, неотъемлемо принадлежащий каждому человеку. Я умела взять её охранить от всех притязаний на будущее время, и отныне до могилы она будет уделом моим и наградой!”.

Н. А. Дурова

Событие памяти, к которому апеллирует проект, состоит, собственно, в поступке нашей землячки Н. А. Дуровой. Поступке, который в конкретной исторической эпохе и времени, равняется подвигу. В контексте своей эпохи поступок Дуровой являл собой беспримерный вызов обществу, поход “против течения”, анти-мораль времени. Это – глубочайшее внутреннее убеждение личности в особом своем предназначении: “В наше время женщина скучающая, не умеющая найти себе занятие, утомленная бездействием, такая женщина более неуместна, чем когда-либо! Теперь, более, чем когда-либо, нужны русскому обществу женщины деятельные, трудящиеся, разумно сочувствующие великим событиям, которые проходят около них, и способные вложить свою лепту для того здания общественного блага и устройства, которые воздвигаются общими усилиями. Теперь русскому обществу нужнее, чем когда-либо, не женщины-космополитки, а русские женщины во всем прекрасном значении этого слова!” /Н. А. Дурова, 1858 год/.

Жизненное кредо Дуровой – “Жизнь, кипящая деятельностью!”, - как нельзя более кстати подходит стать вектором проекта.

ЕЁ мысли, размышления, поступки и создали прецедент для замысла лонг-проекта “Орифламма Надежды”. Предъявленные Н. Дуровой достоинство и неустрашимость в выборе жизненного пути наперекор устоявшимся правилам во имя “жизни, кипящей деятельностью” могут стать знаменем социокультурных преобразований в городе и регионе, катализатором, призванным ускорить процесс достойного самоопределения и взаимодействия учреждений культуры и других организаций.

В этом смысле “орифламма” /знамя, поднимаемое на копье в разгар боя/ призвана стать той самой Надеждой, которой, казалось бы, городом безнадежна утрачена, - Орифламмой Надежды на достойное существование и бытование города в пространстве культуры и цивилизации.

Краткая справка, касающаяся жизни Н. А. Дуровой.

Есть в истории Сарапула истории жизни, которую возможно при опосредованном её отношении к гуманитарным ценностям, выработанным за последние 200 лет, рассмотреть как информационный повод, восходящий к проблемам нового времени для презентации опыта вос-поминания событий памяти в виде и с целью освоения невостребованных ранее социо-культурных ресурсов меморативного пространства, очерченного рамками проекта “Орифламма Надежда”.

Первая в России женщина-офицер, “знаменитая “кавалерист-девица”, ротмистр, писательница родилась и воспитывалась в семье отставного гусарского ротмистра и городничего г. Сарапула Андрея Васильевича Дурова. Выйдя в 18 лет замуж, в 1803 году после рождения сына вернулась в семью родителей. В 1806 году, “из-за семейных огорчений” и твердо решив “выйти из сферы, назначенной природою”, Дурова, переодевшись в мужское платье, ушла из дома. Она, выдавая себя за дворянина, желавшего поступить на военную службу, присоединилась к направляющемуся на театр боевых действий с французами донскому казачьему полку С. Ф. Балабина.

В марте 1807 года её приняли “товарищем” /рядовым из дворян/ в Конно-Польский уланский полк под именем Александра Васильевича Соколова. В составе этого полка она приняла участие в боях под Гутштадтом, Гейльсбергом и Фридландом, и за спасение жизни офицера была награждена знаком отличия Военного Ордена /солдатским Георгиевским крестом/.

В конце 1807 года, из-за прошения отца, требовавшего вернуть дочь в семью, её вызвали на аудиенцию к Александру I, который разрешил продолжить службу, но уже под фамилией Александрова Александра Андреевича. В чине корнета Дурову перевели в Мариупольский гусарский полк, а в 1811 году – в Литовский уланский полк.

В 1812 году она приняла участие в боевых действиях от границ России до Тарутина, получила в Бородинском сражении контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. После отпуска для излечения ран участвовала в компаниях 1813 – 1814 годов, отличилась при Модлине и Гамбурге.

Прослужив около 10 лет, в 1816 году вышла в отставку в чине ротмистра.

Благодаря А. С. Пушкину, опубликовавшему её записки сначала в отрывках, затем отдельным изданием, получила литературную известность. Позднее вышел ряд её беллетристических произведений, но с 1840-х годов она прекратила литературную деятельность. Умерла Надежда Андреевна в 1866 году в г. Елабуга. Похоронена в Елабуге.

2. Архитектура проекта

/проекты партнерских организаций/.

3. Ресурсы памяти

/анализ ресурсной базы проекта/.

4. Горизонты коммуникаций

/от коммуникации времен – к коммуникации пространств, событий, структур/ - партнеры.

Реализация проекта предполагает установление прочных коммуникативных связей, с тем, чтоб наиболее полно и объемно обеспечить успешную деятельность по осуществлению намеченных целей и задач.

 

На страничку "Нам пишут!"

Хостинг от uCoz